С приходом холодов вопрос о замене аккумулятора становится очень актуальным, в том числе для коммерческих автомобилей. Предлагаем обзор некоторых АКБ для грузовиков и автобусов.
Если на коммерческих автомобилях легкого класса – полной массой до 3,5 т – применяются, в принципе, те же аккумуляторы, что и на легковых моделях. А вот для среднетоннажных и магистральных грузовиков, автобусов, а также коммерческой и прочей спецтехники используются иные батареи.
К грузовым аккумуляторам, или батареям «тяжелой» группы относятся АКБ, имеющие емкость от 120 до 235 Ач. Выбрать оптимальный аккумулятор помогает потребителям классификации грузовых батарей. Эту продукцию можно условно разделить на три группы: HD, SHD и HDE.
Обозначение HD расшифровывается как Heavy Duty (англ. «тяжелый режим»). Аккумуляторные батареи этой группы относятся к среднему и низкому ценовым диапазонам. Они просты по конструкции. Обычно - это обслуживаемые батареи, которые нуждаются в контроле, а при необходимости в доливе дистиллированной воды. Лучше всего их ставить на подержанных грузовиках, выпущенных до 2000 года и имеющих минимум стандартного и дополнительного электрооборудования. Здесь главная задача АКБ – обеспечить надежный запуск двигателя в любых погодных условиях.
Обозначение SHD расшифровывается как Super Heavy Duty - «супертяжелый режим», а HDE как Heavy Duty Extra - «экстратяжелый режим» (т. е. батареи этой, последней группы, предназначены для работы в исключительно сложных условиях эксплуатации). Конструкция этих аккумуляторов улучшена. Они дороже, но зато имеют больший срок службы и, как правило, не нуждаются в обслуживании. В них применены современные технологии, которые исключают или минимизируют расход воды. Они отличаются также большими пусковыми токами. Выдерживают, по сравнению с батареями HD, большее количество циклов разряд-заряд.
Назначение этих АКБ – не только запускать двигатель в любых условиях, но и обеспечивать надежную работу всех энергопотребителей: обогревателя, кондиционера, видеоаппаратуры, электронных тормозных систем и т. д. при выключенном двигателе. Отметим, что многие из батарей групп SHD и HDE могут устанавливаться в кабине, если это предусмотрено конструкцией транспортного средства.
Еще одна особенность аккумуляторов типа SHD и HDE, которая важна при эксплуатации на грунтовых дорогах, на стройплощадках, на лесозаготовках и в карьерах: пластины дополнительно закреплены для повышения виброустойчивости.
Владельцы коммерческого автотранспорта при выборе «тяжелого» аккумулятора должны учитывать емкость батареи, ее габариты, пусковой ток, расположение клемм. Нужно сказать, что рабочие характеристики и надежность АКБ зависят от множества конструктивных и технологических факторов. Поэтому аккумуляторы с одними и теми же номинальными характеристиками, но от разных производителей могут сильно отличаться друг от друга, когда дело доходит до сравнения реальных эксплуатационных свойств. Важнейшим показателем качества аккумуляторов является большая или меньшая выносливость в условиях различных температур эксплуатации, в частности, его морозоустойчивость.
Обращаем внимание, что если на транспортном средстве установлено два аккумулятора, то при выходе одного из строя, рекомендуется заменять всю пару. Если этого не сделать, то новый аккумулятор будет отличаться по внутреннему сопротивлению от старого. И это может привести к выходу из строя одной, а то и сразу двух батарей.
TAB
Аккумуляторы этой марки для грузовиков выпускаются заводом компании TAB d.d. в Словении. Они производятся по гибридной технологии, плюсовые решетки пластин отливаются из сплава свинца, сурьмы и селена (Pb/Sb/Se), а минусовые из сплава свинца и кальция (Pb/Ca).
Электроды изготовлены по методу ExpandedMetalTechnology (перфорирование с последующей растяжкой), что позволяет получить тонкие электроды, увеличить количество пластин в аккумуляторе, а, следовательно - получить больший пусковой ток.
Модель |
Polar Truck |
Polar Truck |
Polar Truck |
Тип |
малообслуживаемые | ||
Емкость |
135А/ч |
190А/ч |
225А/ч |
Расположение клемм |
B3+L |
B0+L |
B0+L |
Размеры (ДхШхВ) |
509x175x182/206 |
512x223x194/220 |
518x273x213/237 |
Масса, кг. |
35,8 |
46,9 |
61,3 |
ISTA 6СТ-190 Аз Multi | |
Емкость (Ач): |
190 |
Габариты (max) мм: |
518/240/242 |
Пуск. ток EN: |
1050 |
Вес кг: |
58 |
Схема выводов: |
L+ |
Centra Futura CA1000 | |
Емкость (Ач): |
100 |
Габариты (max) мм: |
353/175/190 |
Пуск. ток EN: |
900 |
Вес кг: |
23,3 |
Схема выводов: |
R+ |
VARTA SILVER Dynamic 12V 610402092 | |
Емкость (Ач): |
110 |
Габариты (max) мм: |
393*175*190 |
Пуск. ток EN: |
920 |
Bosch S5 015 Silver Plus | |
Емкость (Ач): |
110 Ач |
Габариты (max) мм: |
393*175*190 |
Пуск. ток EN: |
920 А |
Схема выводов: |
евро |