Россия создает особые требования к гибридам и электромобилям

16.01.2015

1_c67cc23ee3aa.jpgМинпромторг поручил Научно-исследовательскому автомобильному институту (НАМИ) провести лабораторные испытания электрокаров и автомобилей с гибридными двигателями. Цель работы - изучить все риски при эксплуатации подобной техники: перенапряжение при зарядке, короткое замыкание, пробой изоляции и т.п., а также ДТП и прочие нештатные ситуации с участием подобного транспорта. В 2016 году по итогам этой работы планируется создать специальные требования по безопасности, которым обязан будет соответствовать каждый гибрид и электрокар, импортируемый либо производящийся в России. Вся сумма новых требований будет учтена в техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств».

- Активная разработка колесных транспортных средств с комбинированными энергоустановками [гибридов] и электромобилей в РФ, а также нарастающая популярность таких транспортных средств требуют повышенного внимания к вопросам безопасности в связи с многочисленными дополнительными рисками, связанными с их эксплуатацией. На данный момент отсутствуют единые требования к проектируемым компонентам в составе транспортного средства с комбинированными энергоустановками и в целом к таким транспортным средствам, - поясняется в материалах Минпромторга, с которыми ознакомились «Известия».

По мнению министерства, на данный момент в России недостаточно изучены вопросы активной и пассивной электробезопасности гибридов и электромобилей. У спасательных бригад отсутствуют средства защиты и инструкции на случай пожаротушения либо ликвидации последствий аварий с участием подобных машин. Особую опасность для людей представляет ядовитый электролит в литий-ионных аккумуляторах (жидкость вызывает химические ожоги), требующий дополнительных правил пожарной безопасности и регламентации способов его нейтрализации.

- Зарядные устройства для транспортных средств с комбинированными энергоустановками и электромобилей требуют повышенных мер безопасности при работе с ними, иначе возможно поражение электрическим током вплоть до летального исхода, - аргументируют в Минпромторге. - Отсутствие дополнительных требований к изоляции, дополнительной пыле- и влагозащищенности может привести к поражению электрическим током при длительной эксплуатации транспортного средства, а также при определенных погодных условиях.

Исследования будут проводиться в рамках федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах». В целях ФЦП стоит снижение смертности на дорогах к 2020 году на 8 тыс. человек (28,8%) по отношению к 2012-му. В числе задач НАМИ - разработка средств контроля сопротивления изоляции между высоковольтной и низковольтной сетью автомобилей. Решение о том, будут ли российские датчики устанавливаться в обязательном порядке в бортовую систему всех электрифицированных автомобилей, будет принято по результатам исследований института. Кроме того, НАМИ создаст информационную базу для МЧС и ГИБДД, где будут оговорены способы нейтрализации последствий аварий электромобилей и гибридов. Кроме того, институт разработает проект поправок к техрегламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», определяющих дополнительные требования к электрокарам и гибридам.

Наличие собственных требований к различным категориям транспортных средств помогает России улучшить их безопасность, считают эксперты.

- Что сейчас представляет техрегламент Таможенного союза - это примерно 80% общемировых требований к транспортным средствам, мы их просто прописали у себя в Таможенном союзе, 20% - это наши союзные требования. И, кончено же, все понимают, что техрегламент не застывший во времени документ, он должен развиваться по мере необходимости, если того требует безопасность. Тем более что и количество правил ЕК ООН [свод европейских требований к автотранспорту] постоянно растет, - полагает Андрей Иванов, проректор по научной работе Московского автодорожного университета (МАДИ).

Особые требования к гибридам и электромобилям никоим образом не должны повлиять на взаимоотношения иностранных компаний и российского правительства, уверен Иванов. Впрочем, и сами производители пока не видят необходимости в каком-либо дополнительном усилении безопасности своей продукции.

- Модели Lexus с гибридным приводом в России продаются с 2005 года. С того момента никаких проблем с безопасностью наших машин ни разу не возникало. Мы одни из первых их начали продавать, и никаких случаев возгорания не было, поэтому я не понимаю, какие дополнительные проверки нужны. Никаких специальных требований в предэксплуатационный период либо во время использования наши машины не требуют, - заверила руководитель по связям с общественностью компании Lexus Елена Горлова.

Аналогичным образом отреагировал и представитель Mercedes-Benz в России Андрей Родионов, он сообщил «Известиям», что все гибридные модели Mercedes-Benz соответствуют требованиям безопасности Евросоюза и никаких доработок не требуют. Оперативные комментарии других представителей компаний, импортирующих гибриды и электромобили в Россию, получить не удалось.

Отдельной статистики аварийности электрического транспорта на данный момент не ведется. Тем не менее начиная с 2010 года, когда электромобили и гибриды стали активно поступать в продажу (до этого их распространение не носило массового характера), были зафиксированы отдельные случаи теплового разгона аккумуляторов (химическая реакция, сопровождающаяся выделением тепла) у таких автомобилей, как Zotye M300 EV, Fisker Karma, Mitsubishi i-MiEV, Outlander P-HEV, Chevrolet Volt, Dodge Ram 1500 Plug-in Hybrid, Toyota Prius.

Первый случай возгорания электромобиля из-за ДТП произошел в 2012 году в китайской провинции Шэньчжэнь с автомобилем BYD e6. В 2013 году произошли два случая возгорания американского электроспорткара Tesla Model S: один - при столкновении, второй - после наезда на трассе водителем Tesla на металлический предмет, который повредил целостность батареи, расположенной в днище машины. При этом пожарные только с третьей попытки смогли потушить автомобиль, после первых двух огонь разгорался с новой силой.

Эти инциденты побудили Национальный институт безопасности дорожного движения США NTHSA (регулирует сферу дорожного движения и безопасности) провести в 2014 году расследование, в ходе которого выяснилось, что автомобили с литий-ионными аккумуляторами обладают риском потенциального возгорания. Концерны GM и Nissan выпустили специальные брошюры для медиков и пожарных, в которых объяснили, что делать для отключения и обезвреживания мощных аккумуляторов гибридов и электрокаров.

Именно нарушение целостности оболочки высокоемких батарей может привести к возгоранию, объясняют специалисты.

- Загореться аккумулятор может при коротком замыкании внутри себя, когда начинает идти большой ток разряда. По нашему опыту, именно взрыв батареи маловероятен - для этого должно произойти мгновенное выделение энергии. Здесь же реакция развивается поступательно. Скорее взрыв произойдет в гибридах, которые используют суперконденсаторы [закрытый проект гибридного кроссовера ё-мобиль предполагал их использование], - рассказал доцент кафедры энергетических установок Нижегородского государственного технического университет им. Р.Е. Алексеева (НГТУ) Александр Тихомиров.

В то же время собеседник отмечает, что при возгорании бензиновый автомобиль куда опаснее: энергии выделяется больше, а топливо растекается, пропитывает горючие материалы и плохо тушится. По словам Тихомирова, современные электромашины хорошо подготовлены к внештатным ситуациям.

- Стандарты защиты от поражения током очень серьезные: высокое напряжение тщательно изолировано, любые утечки тока на кузов постоянно измеряются, и в случае чего главный выключатель разорвет соединение батареи с энергетической сетью машины, - объяснил эксперт.

Несмотря на наличие проблемы, нельзя ее назвать чем-то первостепенным и утверждать, что она требует безотлагательного решения, убежден автомобильный эксперт Игорь Моржаретто.

- Электромобилей в стране три с половиной штуки, нет никакой инфраструктуры, да и перспектив, что она когда-нибудь появится, тоже нет, - иронически заметил Моржаретто. - Гибридов тоже мало в силу их дороговизны. Проблема пока нишевая и с точки зрения нашего автопрома не представляет массового интереса. Сейчас куда более важно, к примеру, прописать более четкие требования для автомобилей, работающих на газомоторном топливе - им нужны льготы. Вот это актуальная проблема.

Источник: www.nord-news.ru

 

к списку