Автомобильная промышленность сталкивается с огромными вызовами в результате политики изменения климата. Но она не может достаточно быстро измениться, чтобы соответствовать плану
Обычный двигатель может вскоре стать таким же устаревшим, как и механическая пишущая машинка. Фото: ALAMY
Джереми Уорнер
Одной из дающей пищу для размышлений новостей недели было то, что изобретатели в Кембриджском университете достигли нечто схожего с прорывом в разработке перезаряжаемых супер-батарей.
Для коммерциализации этой технологии, которая пока что не прошла полные испытания для практического использования, как говорят, потребуется десять лет, но на первый взгляд ученые ответили на одну из двух проблем в переходе на менее углеродоемкую экономику - эффективное хранение электричества, больше шансов для периодически работоспособных возобновляемых источников энергии и намного больше производительности любого аккумулятора, что значительно расширит ряд электрических автомобилей.
Британия не единственная преследует эти цели; сходные или конкурентные технологии наступают Кембриджу на пятки и в США. И все же вместе они обещают кардинальные перемены, а со временем, возможно, даже смерть двигателя внутреннего сгорания - изобретения, которое однажды покажется таким же устаревшим, как фотографическая пленка, виниловая пластинка и механическая пишущая машинка.
Одним из руководителей, осознающим эту благоприятную возможность, является Тим Кук из Apple. Он считает, что автомобильная промышленность сталкивается с "огромными изменениями", и с этим трудно не согласиться. Фирмы, работающие в отрасли и имеющие миллиардные вложения капитала, которые теперь под угрозой, могут обнаружить, что им будет непросто выжить. Вместо этого будущее может принадлежать таким новичкам как Google и Apple, не имеющим таких унаследованных инвестиций.
Современные автомобили являются крайне сложным продуктом инженерного дела, массовое производство которых требует глубоких знаний, точности и профессионального опыта. Сегодняшних гигантов будет не так просто победить. Но угроза является реальной и растущей.
Смогут ли эти события повлиять на значительные глобальные нормы по выбросам, о которых должны вскоре договориться на саммите в Париже в следующем месяце, это другой вопрос.
Математика работает примерно так. В настоящий момент в мире производится около 200000 электромобилей каждый год. Если мы будем исходить из того, что каждый год рост составит 20%, пока электромобили полностью не заменят продажи обычных автомобилей, то выбросы, производимые частным транспортом, не достигнут своего пика до 2045 года, не говоря уже о том, чтобы начать убывать.
Эти расчеты кажутся совершенно несовместимыми с нормами выбросов, о которых должны вот-вот договориться. Смерть двигателя внутреннего сгорания просто не произойдет достаточно быстро, чтобы соответствовать этим нормам. Более того, сами нормы, как говорят, далеки от того, что необходимо для ограничения техногенного повышения температуры на 2 процента, превышение которых приведет, как говорят нам ученые, к катастрофическому изменению климата. Допущения, используемые ООН в отношении того, чего правительства достигнут на практике, в любом случае являются крайне оптимистичными.
Это означает, что либо мы увидим вскоре инвестиционный бум, обусловленный достижением целей в связи с изменением климата, которого мир никогда не видел раньше, либо эти нормы (по выбросам) являются неосуществимыми и не будут выполняться. Я бы хотел думать, что будет первое; если это так, то тогда это точно положит конец "вековому застою" в экономике. И все же я бы не поставил на это.
Источник: