Точка перелома

26.08.2015

Проведенная правительством Китая 11–13 августа плавная девальвация юаня привела к лавинообразному падению капитализации мировых рынков. По данным агентства Bloomberg, с11 августа мировые рынки акций потеряли свыше $5 трлн капитализации. Все это самым прямым образом влияет на объемы перевозок между РФ и КНР. Остается только ответить, в какую сторону. В этих вопросах рынку придется разбираться в ближайшее время.

Китайский спуск


Китайский индекс Shanghai Composite со своего максимума, зафиксированного 12 июля, снизился к 24 августа на 38%, а капитализация рынка КНР сократилась более чем на $4 трлн. За китайским рынком последовали американский, азиатские, развивающихся стран и европейские. Сырьевой индекс Bloomberg к 24 августа упал до 16 – летнего минимума, потеряв 2,2%, и составил 85,8339 пункта, что является самой низкой точкой с августа 1999 года. Нефть марки Brent упала до уровня 2009-го, ниже $44 за баррель, а WTI – ниже $39.

Цены на медь и алюминий во время торгов на Лондонской бирже упали до шестилетних минимумов: -3% для меди и -1,4% для алюминия. Вслед за ними пошли вниз цены на никель (-5,8%), свинец (-3,4%), олово (-2,5%). Началось падение стоимости акций сырьевых концернов. Учитывая сырьевой характер российского экспорта в Китай, эти тенденции окажут самое серьезное влияние на его структуру. Причем железнодорожники начали отмечать их влияние на размеры перевозок уже сейчас.

В начале августа служба корпоративных коммуникаций Дальневосточной железной дороги отчиталась о 23%-ном росте объемов железнодорожных перевозок между РФ и КНР за 7 месяцев 2015 года. В сообщении ДВЖД сообщалось, что объемы выросли на 23% и составили 6,252 млн т, что на 1,174 млн т выше уровня аналогичного периода прошлого года. Маркетологи дороги отметили рост экспортных перевозок всей номенклатуры сырьевых и химических грузов, а также грузов в контейнерах.

Однако отдельные результаты августа демонстрируют обратную тенденцию, сообщила РЖД-Партнеру представитель службы Инна Пепеляева. Например, на дороге отмечают серьезное падение перевозок леса в адрес китайских потребителей. «За 3 недели августа через погранпереходы ДВЖД отставание в объемах перевозки лесных грузов составило 7,6% от плана, а их объемы ниже, чем за тот же период июня или июля, – отметила И. Пепеляева. – То есть прослеживается стабильная тенденция к падению объемов перевозок». По оценкам маркетологов ДВЖД, основной причиной спада стало резкое снижение цен на продукцию лесной отрасли на китайском рынке в конце июля 2015 года из-за обвала национального фондового рынка и увеличения процентной ставки на кредитование со стороны местных банков, что вызвало спад промышленного производства. По информации И. Пепеляевой, на дороге отмечается тенденция к снижению объемов перевозок других сырьевых грузов, таких как железная руда и каменный уголь, хотя и не в таких объемах, как лесных грузов.

Упасть, чтобы подняться

По оценке ведущего эксперта-аналитика отдела исследований грузовых перевозок департамента исследований железнодорожного транспорта ИПЕМ Александра Слободяника, в среднесрочной перспективе объем перевозок российских грузов в Китай будет возрастать. В том числе и по результатам проведенной правительством КНР девальвации национальной валюты. На нее решено было пойти в результате снижения темпов роста экономики страны, ориентированной на экспорт продукции. По данным Главного таможенного управления Китая, внешнеторговый оборот страны в период с января по июль снизился на 7,3% в годовом исчислении – до $2,2 трлн, отмечает эксперт.

«Ослабление юаня может оказать влияние на объемы поставок грузов в Китай, что связано с несколькими факторами. Оно повысит конкурентоспособность товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, что вызовет стимулирование внутренней промышленности Китая. Это, в свою очередь, в перспективе приведет к росту потребности, в том числе в сырьевых товарах, поставляемых из России. Однако будет наблюдаться определенный лаг по времени между девальвацией и ростом спроса на сырье», – рассказал А. Слободяник.

Схожими мыслями поделился с РЖД-Партнером директор по продажам АО «РЖД Логистика» Павел Лагов. «Ослабление юаня может сделать товары китайских производителей более конкурентоспособными на мировых рынках, в том числе и на рынке ЕС, что, в свою очередь, скорее всего, окажет поддержку развитию транзитного контейнерного грузопотока из КНР в Европу, – уверен он. – Поэтому если в экономике Еврозоны не будет никаких финансовых потрясений, то до конца года мы можем ожидать некоторое увеличение транзитного контейнерного грузопотока из КНР в ЕС по сравнению с аналогичным периодом прошлого года».

Рост – только в перспективе


Девальвация юаня может быть не разовым шагом, а долгосрочной политикой китайских властей, уверен начальник управления стратегического развития АО «ПГК» Дмитрий Дегтярев. Она может быть продолжена, если этого потребует поддержание конкурентоспособности китайской продукции. Кроме того, существует риск запуска цепной реакции в виде девальвации национальных валют в других странах АТР.

«С точки зрения грузоперевозок в условиях значительного падения курса российского рубля решение о девальвации национальной валюты КНР в ближайшей перспективе не отразится на грузоперевозках, – рассказал Д. Дегтярев. – В долгосрочной же перспективе это решение приведет к увеличению экспорта товаров из КНР, что потребует дополнительных ресурсов для их производства, а это напрямую положительно скажется на объемах сырьевого экспорта из РФ, который в подавляющем большинстве осуществляется по железной дороге».

При этом возможный рост будет зависеть от конкурентоспособности российских товаров, по отношению, например, к казахстанским, и способов транспортировки, которые будут выбирать грузоотправители Китая для поставки своих подешевевших от девальвации юаня товаров в Европу, считает начальник отдела продаж департамента перевозок промышленных грузов и ТНП ПГК Евгений Димитренко, отмечая, что делать прогнозы по динамике перевозок до окончания биржевых колебаний сложно.

В свою очередь, финансовые аналитики уже сегодня предсказывают сокращение для российских компаний если не объемов перевозки, то объемов выручки. В частности, снижение выручки от торговли с КНР для продавцов российского сырья предрекает советник по макроэкономике гендиректора брокерского дома «Открытие» Сергей Хестанов. С ним заочно полемизирует портфельный управляющий УК «Альфа-Капитал» Андрей Дьяченко, который отметил, что ослабление юаня не обязательно скажется на ценах на сырье, но обязательно – на снижении объемов их покупки Китаем. «Девальвация доллара, на которую обязательно пойдут США, окажет поддержку ценам на сырье», – заявил А. Дьяченко.

Источник: www.rzd-partner.ru

 

к списку